Новости 3 августа 2021

Ускорение Транссиба

Двухпутный Керакский тоннель позволит снять ограничения по скорости движения поездов по Транссибирской магистрали

На перегоне Ковали – Ульручьи Забайкальской дороги 30 июля, в преддверии Дня железнодорожника, в торжественной обстановке был дан старт строительству нового Керакского тоннеля. Двухпутный тоннель позволит снять ограничения по скорости движения поездов по Транссибу. Действующий сейчас тоннель по завершении строительства нового будет использоваться как эвакуационное и дренажное сооружение.

Протяжённость нового двухпутного тоннеля составит 926,9 м, он станет самым длинным на полигоне Забайкальской дороги. Общая стоимость строительства составит 12,7 млрд руб.

Проходка будет выполняться на расстоянии около 25 м от существующего тоннеля встречной выработкой буровзрывным способом. Тоннелестроители будут работать в сложных геологических условиях, обусловленных горными породами высокой степени крепости и двумя геологическими разломами. До конца года строителям предстоит переработать 600 тыс. куб. м грунта.

Старый двухпутный Керакский тоннель длиной 910 м был построен в 1910–1911 годах. Он получил своё название в честь реки Керак в Амурской области. В среднем за сутки здесь проходит 80 пар поездов.

Сегодня это сооружение уже не отвечает современным требованиям безопасности, к габаритам и пропускной способности. Внутренняя отделка обветшала, часто через неё просачивается вода. По данным Забайкальской дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта (ДКРС), тоннель является дефектным и имеет ряд существенных недостатков: по стенам и сводам колец обделки тоннеля наблюдается выщелачивание цементного раствора, в некоторых местах образовались сталактиты, мокрые потёки, капёж воды на контактную сеть. В осенне-зимний период из-за протечек воды в тоннеле образуются наледи и сосульки, которые, в свою очередь, приводят к отказам технических средств и коротким замыканиям контактной сети. Электровозы следуют по тоннелю с опущенными токоприёмниками. К тому же на участке введено ограничение по скорости движения поездов – с 60 до 40 км/ч. Кроме того, в тоннеле имеются негабаритные участки, что делает невозможным пропуск перспективного подвижного состава.

Как рассказал «Гудку» главный инженер Забайкальской ДКРС Евгений Казанов, новое инженерное сооружение было спроектировано специалистами института «Сибгипротранспуть» – филиала АО «Росжелдорпроект» в сотрудничестве с проектировщиками «БАМтоннельпроекта». Проектные решения получили положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России».

В строительстве тоннеля будет задействовано около 200 человек и 30 единиц спецтехники. Буровая, проходческая, большегрузная и другая техника уже доставлена на место. Вахтовый посёлок располагается рядом со стройплощадкой, на станции Ульручьи в Сковородинском районе Амурской области.

Старт началу работ дали губернатор Амурской области Василий Орлов, заместитель начальника Забайкальской дороги Александр Зыков и руководители строительных организаций. Генеральный подрядчик строительства компания «СпецСитиСтрой» планирует, что строительство тоннеля завершится в 2025 году.

– Несколько дней назад президент открыл движение по Байкальскому тоннелю, входящему в состав БАМа. Здесь мы стали свидетелями начала буровзрывных работ на строительстве Керакского тоннеля. В этом году также началось строительство второй ветки БАМа. Все эти мероприятия – звенья одной цепи. Задача – расширение Восточного полигона и, соответственно, ускоренное, опережающее развитие Дальнего Востока, – подчеркнул губернатор Амурской области в ходе торжественной церемонии запуска работ.

Константин Чиров

Гудок, 02.08.2021