Новости 21 октября 2019

Дорога в будущее

Сложнейшие операции по реконструкции моста через Дон на участке Валуйки – Лиски выполнены с филигранной точностью

Этот масштабный проект реконструкции моста близ южной окраины Лисок стоимостью более 900 млн руб. не имеет аналогов ни по своей грандиозности, ни по ювелирной точности исполнения. Он уникален, как и почти полуторавековая биография этого железнодорожного сооружения.

Построенный ещё в 1871 году вместе с приходом стальной магистрали на лискинское Придонье, этот однопутный 6-пролётный мост направлением на Валуйки общей длинной без малого 410 м был изначально низким, не рассчитанным на судоходство по Дону.

С увеличением интенсивности движения поездов и наращиванием перевозок народно-хозяйственных грузов в 30–40 годы XX века его сделали трёхпутным.

В июле 1942-го, чтобы не пустить фашистские войска к железнодорожным воротам Сталинграда и кавказской нефти – к станции Лиски – донские мосты взорвали. Зимой 1943-го после успешно проведённой Красной Армией Острогожско-Россошанской наступательной операции взорванные мосты спешно восстановили. Спеша обеспечить доставку войск и боевой техники к Курской дуге, мост направлением на Валуйки оставили однопутным. Мостовые пролётные строения уложили на мостовые опоры с оптимистичной перспективой – со смещением от оси – в надежде, что мирные железнодорожные строители уложат на оставленное на опорах место пролёты 2-го пути.

В 50-е годы с интенсивным развитием речного судоходства мосты пришлось значительно поднять, обеспечив тем самым пропуск теплоходов и барж.

Любопытно, что на некоторых мостовых опорах ещё долго зияли «раны», оставленные осколками снарядов и немецких фугасов.

Чем вызвана нынешняя масштабная и трудоёмкая реконструкция моста?

– Применяемые новые технические решения продиктованы временем, – рассказывает заместитель начальника службы пути по искусственным сооружениям Леонид Подкопаев. – Реконструкция нацелена, прежде всего, на повышение безопасности движения поездов и увеличение их скорости, она восстановит и качественно улучшит технические характеристики моста. После ремонта пролётные строения с уложенным на них безбалластным мостовым полотном обеспечат возможность пропуска инновационных вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось. Кроме того, опорам, сооружённым в XIX веке, ремонт продлит срок эксплуатации.

Автор проекта, главный инженер проектного института Гипротранспуть – филиала АО «Росжелдорпроект» Михаил Шейнкман делится особенностями проекта:

– Рабочая документация этого нетипового проекта разработана по материалам инженерных изысканий с учётом геологических и гидрологических особенностей места реализации, а также многолетней эксплуатации сооружения. Металлические мостовые конструкции изготовлены на воронежском предприятии «Воронежстальмост», которое, к слову, поставляло мостовые элементы и на строительство Крымского моста. В новых пролётах использовано вместо заклёпочных соединений крепление стальных элементов высокопрочными болтами.

Это ускоряет и облегчает монтаж пролётов и повышает их надёжность. Проект даёт значительные технические преимущества для укладки на мосту безбалластного мостового полотна на специальных плитах БМП и использование не деревянных, а более долговечных железобетонных шпал.

В нынешней реконструкции специалистам из «Мостоотряда-49», возглавляемом заместителем генерального директора этого подразделения Александром Кузнецовым, предстоит выполнить такие технические решения, как ремонт опор и устоев, замена пролётных строений, устройство мостового полотна на плитах БМП, устройство лестничных сходов по откосам насыпи, мощение конусов устоев, ремонт и восстановление струенаправляющих дамб.

С начала строительно-монтажных работ, начатых в прошлом году, специалисты-мостостроители уже освоили 318 млн руб. По плану 2019 года им предстоит выполнить работы на 202,9 млн руб.

В нынешнем году мостовики выполнили цементацию тел 5-ти опор и устоя № 0, начали работы по устройству железобетонных «рубашек» на этом устое. Главное – ими собрано новое металлическое пролётное строение, которое предстоит установить вместо старого.

Знаковым моментом стала операция по надвижке нового пролёта на ось хода, специально для которой было открыто 15 октября 40-часовое «окно», прекратившее движение поездов на реконструируемом участке.

За это время мостовикам предстояло установить пролёт весом 350 тонн и длинной 59,44 м, смонтированный на временных опорах в стороне от его постоянного «места жительства», и состыковать его с осью действующего участка моста, чтобы в 3 часа ночи 17 октября открыть движение поездов по свежеуложенному пролёту (прим. ред. – Движение поездов открыто по графику).

Перед началом операции вместе с куратором реконструкции – заместителем начальника Юго-Восточной дирекции инфраструктуры по Лискинскому региону Василием Горбачёвым знакомимся с технологией замены пролёта. Под его громаду рабочие установили металлические катки, по которым мощные гидротолкатели с двух сторон должны надвинуть новый пролёт на рабочее место. Процесс надвижки предполагается выполнить в 14 приёмов.

У мостовиков все моменты этой уникальной операции расписаны по минутам. Синхронность работы операторов гидротолкателей координирует по рации руководитель работ Александр Кузнецов – малейший перекос и гигантскую конструкцию мостового пролёта может заклинить. Но у всех 130 мостостроителей, задействованных в реконструкции, действия отработаны по-армейски – до автоматизма, поэтому внештатных ситуаций не возникает. В 14 часов 15 минут геодезисты, координирующие по приборам процесс надвижки, радостно сообщают: стыковка пролётных строений произведена с точностью до 2 мм.

Мостовикам в ноябре-декабре нынешнего года предстоит в такие же 40-часовые «окна» произвести замену ещё 3-х мостовых пролётов. И уже в 2020 году поставить весь мост над лискинским Доном по центру опор на то самое место, которое дальновидно оставили фронтовые восстановители в 1943 году.

 

Николай Кардашов

Материал опубликован в газете «Вперед» 18.10.19

Gudok.ru