Новости 14 января 2025

Здесь планируют будущее

1_.jpg

Без такой профессии, как проектировщик, нельзя представить ни жизнь железной дороги в целом, ни то, как будет выглядеть магистраль завтрашнего дня. И начало года – отличный повод для того, чтобы поговорить о ближайших планах. Но что значит – быть специалистом подобного профиля на полигоне ЮУЖД сегодня?

Интервью с Ольгой Ржевской, директором института «Челябжелдорпроект» – филиала АО «Росжелдорпроект».

– Ольга Викторовна, скажите, пожалуйста, насколько тесно связаны между собой Южно-Уральская магистраль и ваш филиал?

– С момента своего основания, с 1938 года, институт работал и создавал проектную продукцию по заказу Южно-Уральской железной дороги. История и развитие института неразрывно связаны с магистралью. За прошедшие 86 лет мы совместно решили множество задач: для ЮУЖД нами спроектированы тысячи объектов, из них наибольшую долю составляют объекты капитального ремонта и реконструкции железнодорожной линейной инфраструктуры. И сегодня основной объём проектирования объектов дороги осуществляется силами нашего проектно-изыскательского института. Только за 2022–2024 годы филиал запроектировал для ЮУЖД свыше 600 объектов.

Мы выполняем работы по проектированию объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе и объектов социального назначения. В нашем портфеле многие знаковые для региона объекты: пригородный вокзал, Центр исторического наследия ЮУЖД, комплекс зданий в ДОЛ «Алёнушка», санаторий «Жемчужина Зауралья» в Шадринске, вокзалы в Чебаркуле, Миассе и других городах области, детские железные дороги в Челябинске, Оренбурге и Кургане.

Мы дорожим сложившимися между нашими организациями деловыми отношениями, тесно сотрудничаем, надеемся, что и в дальнейшем нам предстоит воплотить в жизнь ещё множество интереснейших технических замыслов и проектов.

– Правильно ли я понимаю, что ни один инфраструктурный объект на ЮУЖД не обходится без участия вашего филиала?

– Это не совсем так. На Южно-Уральской железной дороге выполняют проектно-изыскательские работы как наши коллеги из других филиалов АО «Росжелдорпроект», так и прочие организации, работающие в данной отрасли.

Нашими основными заказчиками являются различные службы и дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД». География наших работ довольно обширна. Для примера можно привести целый ряд знаковых объектов. Так, по проектам специалистов филиала были реконструированы вокзалы Сочи, Дагомыса и Хосты при подготовке к XXII зимним Олимпийским играм, а к чемпионату мира по футболу 2018 года наши сотрудники разрабатывали документацию для реконструкции вокзалов Ростова-на-Дону и Волгограда. Нами проводились работы в рамках проекта по переводу железной дороги острова Сахалин на общероссийскую колею 1520 мм, а в последнее время «Челябжелдорпроект» принимает участие в реконструкции железнодорожных участков БАМа.

– В чём особенность работы проектировщика на железной дороге?

– Проектирование технологических зданий и сооружений железнодорожного транспорта по большому счёту мало отличается от других гражданских объектов. Однако здесь есть и свои особенности: должны быть учтены требования специализированных нормативных документов, в том числе и по транспортной безопасности. Особые требования предъявляются к линейным объектам, в первую очередь это железнодорожный путь, имеющий свои правила проектирования.

– Студент заканчивает профильный политехнический вуз и хочет пойти в «Челябжелдорпроект» проектировщиком – что его ждёт? Какие отделы есть в вашем филиале? Какова их специфика?

– Мы будем очень рады новым молодым проектировщикам, изыскателям. Проектной деятельностью в филиале занимаются семь производственных отделов, а всего в штате у нас 200 высококвалифицированных специалистов. Например, отдел инженерных изысканий первым начинает трудиться, производит инженерно-геодезические и инженерно-геологические работы и выдаёт коллегам, отвечающим за проектные решения, исходные данные по территории будущего строительства. Есть подразделения, отвечающие за разработку строительных конструкций изданий и сооружений, железнодорожных путей, проектирование контактной сети, систем СЦБ, а также искусственных сооружений – мостов, водопропускных труб и путепроводов. Вся разработанная документация в конечном итоге поступает в отдел, где формируется сметная документация и определяется порядок организации строительства. Координирует весь процесс проектирования и взаимодействует с заказчиком бюро ГИПов – главных инженеров проектов.

Мы всегда предоставляем возможности для профессионального роста и расширения специализированных навыков. Филиал идёт навстречу молодым инженерам: опытные наставники помогают адаптироваться в профессиональной сфере. Центральный аппарат АО «Росжелдорпроект» регулярно организует школы передового опыта по различным направлениям в области проектирования, законодательства и применения специализированных программных комплексов, где проектировщики решают актуальные задачи, в том числе по применению технологии информационного моделирования. Это относительно новая методика, позволяющая в цифровом виде увязать пространственную модель объекта и все сопутствующие данные о нём со смежными системами, как существующими, так и проектируемыми.

– Какими профессиональными качествами должен обладать проектировщик?

– Проектирование – очень интересный и многогранный вид деятельности, требующий от человека точности и дисциплинированности, умения предложить наиболее правильное, рациональное и красивое решение, удовлетворяющее требованиям всех заинтересованных участников процесса.

– Остаётся ли место техническому творчеству при такой строгости требований?

– Вы удивитесь, но да: при полном соответствии всем строительным нормам, правилам и ГОСТам только проектировщик определяет окончательное положение объекта, учитывая все индивидуальные особенности местности и прилегающей инфраструктуры. И таких технических решений огромное количество. Порой проектировщик если не первооткрыватель, то путешественник, который на своем пути, преодолевая трудности, ищет то самое решение, которое ляжет в основу будущего проекта и будет служить людям долгие годы. Яркий пример, конечно, Центр исторического наследия ЮУЖД – современное футуристическое здание, внутри которого многосветное пространство, заканчивающееся наверху световым фонарём, а вдоль наружных стен к крыше поднимается своего рода спираль, состоящая из площадок на разных уровнях, – гигантская винтовая лестница высотой в шесть этажей.

Необходимо учитывать, что законодательство также не стоит на месте, и это требует регулярного пересмотра устоявшихся подходов к проектированию. Весь наш процесс, на первый взгляд кажущийся однообразным, постоянным, таковым не является и вдохновляет на достижение совершенства.

– Какие задачи стоят перед проектировщиками в настоящее время в целом и на Южно-Уральской железной дороге в частности?

– Во-первых, это адаптация к постоянному изменению требований к объекту проектирования. Технический прогресс вносит дополнительные требования к материалам, применяемым в строительстве, технологиям строительства, программному обеспечению при сопровождении проектирования и строительства.

В настоящий момент ЮУЖД, в рамках работы по программе «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна» на 2024–2026 гг.», развивает железнодорожную ветку в Оренбургском регионе на стыке с Самарской и Саратовской областями. Мы проектируем вторые пути с перспективой электрификации, поскольку планируется, что здесь пройдёт большой грузопоток из Западной Сибири и, возможно, Китая. У Куйбышевской, Приволжской и Северо-Кавказской дорог также есть свои сегменты в работе по данному направлению – так что по объёмам проект вполне сравним с БАМом. В прошлом году были завершены инженерные изыскания, 2025-й будет посвящён разработке проектной документации. К строительству планируется приступить уже в следующем году. И на всех этапах, от получения задания до сдачи объекта в эксплуатацию, мы будем участвовать в судьбе объекта.

– Получается, что проектировщики способны предвидеть будущее?

– Не только способны, они обязаны это делать, с учётом возможного изменения ситуации. Проведение инженерных изысканий и проектирование, проработка всех мелочей при строительстве в регионе с распространением вечномёрзлых грунтов и повышенной сейсмичности – напряжённая работа, которая требует мобилизации внутреннего потенциала как филиала в целом, так и каждого специалиста. Для этого нужны современные решения, позволяющие организовать весь процесс, структурировать большие массивы информации, обеспечить эффективное взаимодействие между подразделениями, снижая издержки и повышая качество конечного результата. В части автоматизации проектирования мы применяем комплексные решения, разработанные в АО «Росжелдорпроект», которые позволяют унифицировать процесс и объединить проектирование различных систем в едином информационном пространстве.

– Какие мечты у директора проектно-изыскательского института?

– Хотелось бы больше крупных проектов на полигоне ЮУЖД. В последнее время основной объём работ приходится на капитальный ремонт, но хочется ещё интересных вызовов и задач по новому строительству или комплексной реконструкции знаковых для дороги объектов. А это зависит напрямую от благополучия Южно-Уральской железной дороги.

Лев Акимов

Призыв, 14.01.2025 г.