Новости 12 апреля 2022

Гарантии безопасности, скорости, движения

Пропускная способность участка Агрыз – Дружинино увеличится

8 апреля состоялось торжественное открытие движения по новому виадуку на перегоне Пудлинговый – Чёрная Речка. Теперь на этом участке грузовые и пассажирские поезда могут ехать со скоростью до 90 км/ч. Увеличена пропускная способность линий между европейской частью России и Зауральем, Сибирью и Дальним Востоком.

Новый виадук расположен параллельно мостовому сооружению 1918 года постройки. Старый, под названием Пудлинговый, проходивший по железнодорожной линии Москва – Казань – Екатеринбург, был первым виадуком в России, который строили с использованием железобетона. Кстати, впервые в мостостроении этот материал предложил применять один из крупнейших мостостроителей, академик Григорий Передерий.

Примечательно, что Пудлинговый мост (как и новый виадук) идёт не по прямой, а имеет чуть скруглённую форму. Он строился силами военнопленных. Согласно архивным документам Красноуфимской дистанции, автором проекта был Сергей Бельзецкий.

В наши дни необходимость строительства нового виадука возникла из-за несоответствия существующего моста нормативным требованиям и темпам развития тяжеловесного движения поездов на направлении Кузбасс – Северо-Запад. К строительству в 2018 году приступила компания «Мостоотряд-47». Работы были организованы в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» по строительству и реконструкции искусственных сооружений. Сметная стоимость строительства составила более 5 млрд руб. Генеральным проектировщиком выступил институт «Гипротранспуть» – филиал АО «Росжелдорпроект».

Сейчас на виадуке все работы завершены: подготовлено балластное основание, уложена рельсошпальная решётка, выполнена отсыпка щебёночной подушки, завершён монтаж контактного провода и волновода. Выполнены работы по устройству СЦБ с установкой напольного оборудования. Произведена укладка кабелей РТС.

При строительстве виадука не обошлось и без трудностей. Так, в основании опоры № 4 на глубине 35–37 метров были обнаружены карстовые полости с постоянным притоком подземных вод. Это угрожало безопасности объекта, а также стало препятствием для длительной эксплуатации виадука. Кроме того, во время сооружения водоотвода на подходе к мосту, со стороны Пудлингового, рабочие обнаружили карстовый разлом глубиной до 9 метров поперёк нового пути. Для ликвидации карстовых проявлений привлекались научные организации, были опробованы различные технологии и материалы. Трудности удалось преодолеть.

Появилась в конструкции нового виадука и своя «изюминка». Так, материал пролётных строений при взаимодействии с окружающим воздухом способен образовать защитную плёнку (патину), препятствующую коррозии. Поэтому пролётные строения не будут нуждаться в окраске в течение всего срока эксплуатации виадука, то есть 100 лет.

К слову сказать, на первые три месяца новый виадук введён во временную эксплуатацию. Если за это время к его работе не будет нареканий, объект будет действовать на постоянной основе.

На церемонии открытия виадука в режиме видеоконференции выступил генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров. Он отметил, что конструкция виадука впечатляет своим масштабом. Высота видимой части моста составляет 38 метров, а длина с учётом подходов – 1300. При строительстве использованы современные технологии, инновационные материалы, а также учтены экологические требования.

– Сегодня комплекс строительно-монтажных работ, обеспечивающий полную техническую готовность объекта к эксплуатации, завершён. Сделано это благодаря профессионализму работников строительной организации «Мостоотряд-47», – сказал начальник ГЖД Сергей Дорофеевский. – Современный виадук обеспечит более высокую степень надёжности, станет гарантом бесперебойного движения поездов. Одним из ключевых факторов производственной эффективности будет максимальная загрузка мощностей новых локомотивов «Ермак» при организации тяжеловесного движения с использованием инновационных вагонов повышенной грузоподъёмности.

Сергей Дорофеевский также добавил, что на новом виадуке проведено инструментальное обследование, статистические и динамические испытания. Объект соответствует всем нормативным параметрам.

В свою очередь, генеральный директор ООО ФСК «Мостоотряд-47» Олег Пирогов отметил, что по классификации искусственных сооружений новый виадук относится к большим мостам (более 100 метров). За счёт высоты опор его можно отнести к уникальным. В основании всех опор проводилась цементация на глубину до 40 метров. Было заинъектировано около 12 тыс. тонн цементного раствора. Всего смонтировано 3 тыс. тонн основных металлоконструкций, уложено около 3 тыс. квадратных метров гидроизоляции балластного корыта. На объекте было задействовано 140 человек и 20 единиц машин и механизмов. Работы велись круглосуточно. Благодаря продуктивному взаимодействию подрядчика, проектной организации, генподрядчика, заказчика, управляющего проектом и эксплуатирующих железнодорожных организаций работы были выполнены своевременно и качественно.

Первый заместитель губернатора Свердловской области Алексей Шмыков отметил, что удобное географическое положение делает Свердловскую область выгодной для развития трансконтинентальных транспортных коридоров. Поэтому ОАО «РЖД» является важным стратегическим партнёром для Свердловской области. Так, всего на полигоне Свердловской области более 500 предприятий обеспечивают погрузку 27 номенклатур грузов общим объёмом порядка 70 млн тонн в год.

Первый грузовой состав благополучно проследовал по вновь построенному виадуку. В завершение мероприятия лучшие строители получили награды от ОАО «РЖД» за самоотверженный и добросовестный труд.

Волжская магистраль, 12.04.2022