Новости 30 сентября 2021

С прицелом на новый мост

На Красноярской железной дороге завершился полевой этап инженерно-геологических изысканий для архитектурно-строительного проектирования мостового перехода через реку Енисей в рамках организации двухпутного движения на перегоне Подсиний – Минусинск.

Работы выполнены Красноярским проектно-изыскательским институтом «Красноярскжелдорпроект» – филиалом АО «Росжелдорпроект» (входит в Группу компаний 1520).

Особенностью проекта является то, что работы проводились на акватории водного объекта – в русле Енисея, одной из самых длинных, широких и полноводных рек России и мира.

– Мы впервые имели дело, во-первых, с изысканиями на русле такой большой реки, во-вторых, с бурением с плавсредств, – рассказал «КЖ» начальник отдела инженерных изысканий института «Красноярскжелдорпроект» Виктор Шабаев. – Раньше мы работали только с малыми мостами, теперь же получили в свою копилку совершенно новый для нас опыт.

Став основным подрядчиком работ, красноярцы активно взялись за работу и дополнительно привлекли организации, у одной из которых взяли в аренду баржу и теплоход Ангара-111, а другая построила временные автоподъезды на берегу.

Главной пропускной артерией для угольных потоков с Кузбасса в направлении дальневосточных портов стал южный ход Красноярской магистрали, подавляющее количество перегонов которого являются однопутными. Данные изыскательские работы являются частью программы развития пропускных способностей южного хода, который для Красноярской железной дороги по-прежнему остаётся самым актуальным. Строительство второго моста (и шестнадцатой по счёту надводной переправы через Енисей) снимет ещё один лимитирующий участок.

История вопроса железнодорожных мостовых переходов на южном ходу уходит своими корнями в конец 50-х – начало 60-х годов прошлого столетия, когда их строительство было завершено. Так, в 1961 году были почти одновременно сданы в эксплуатацию однопутные мосты через реки Абакан, Туба и Енисей, и открылось рабочее движение по участку Абакан – Курагино. Существующий ныне на перегоне Подсиний – Минусинск мост через Енисей был одним из них.

Комплексное развитие направления Междуреченск – Тайшет потребовало устройства вторых путей и на участке Подсиний – Минусинск.

– Роль всего участка в настоящее время и на перспективу заключается в обеспечении пропуска транзитного поездопотока в рамках транспортного коридора Кузбасс – Дальний Восток, – объясняет начальник технологической службы Красноярской железной дороги Ренат Хафизов. – В чётном направлении (к портам Дальнего Востока) пропускается преимущественно гружёный поездопоток, в нечётном – преимущественно порожний. А так как на данном перегоне встречается водная преграда – река Енисей, то для реализации сплошного второго пути потребовалось устройство мостового перехода.

Полевой этап изысканий занял два летних месяца: в июле велись буровые работы с воды, в августе – на берегах.

– Нашу работу осложняла и непростая гидрологическая ситуация, которая сложилась в бассейне Енисея в 2021 году, – отмечает Виктор Шабаев. – Уровень воды почти на три метра превысил обычные для этого времени года значения, соответственно, увеличилась и скорость течения реки. Но с поставленными задачами мы справились свое­временно и в запланированном объёме.

Сейчас, по словам Виктора Шабаева, в институте ведутся лабораторные испытания полученных образцов грунта, а на следующем камеральном этапе будет выполнен анализ полученных результатов с составлением полного технического отчёта. Окончание этого этапа изыскательских работ запланировано на конец октября текущего года.

Роман Кайгородов

Красноярский железнодорожник, 30.09.2021