Новости 28 июля 2021

В.В. Путин запустил железнодорожное движение по второму Байкальскому тоннелю

28 июля президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции открыл движение по новому Байкальскому тоннелю на БАМе. С вводом его в эксплуатацию ликвидировано важное барьерное место Восточно-Сибирской дороги.

В церемонии запуска движения на восточном портале тоннеля приняли участие генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, председатель совета директоров АО «УСК Мост» (предприятия компании строили тоннель) Руслан Байсаров, рабочие и специалисты по эксплуатации тоннеля. Олег Белозёров поблагодарил строителей за профессиональную работу по строительству важного для всей Байкало-Амурской магистрали тоннеля.

Этот тоннель – важный объект, включённый в программу модернизации Восточного полигона. Он расположен на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Действовавший до сих пор однопутный Байкальский тоннель являлся одним из барьерных мест на Восточно-Сибирской магистрали. Из-за него пропускная способность перегона Дабан – Дельбичинда была практически исчерпана. Её увеличение было невозможно без двухпутного следования поездов через Байкальский хребет и двухпутного развития близлежащих перегонов.

Строительство второго Байкальского тоннеля общей протяжённостью 6682 м началось в 2014 году. На объекте были задействованы около 1,5 тыс. человек и более 100 единиц различной техники.

После торжественных фанфар включился телемост Восточный портал Байкальского тоннеля – Москва. Олег Белозёров доложил президенту страны Владимиру Путину о стопроцентной готовности объекта к пуску в эксплуатацию.

Он подчеркнул, что программа модернизации и развития Восточного полигона реализуется ОАО «РЖД» в соответствии с намеченными планами: «Ключевая задача текущего года – завершение работ по первому этапу проекта. Они выполняются в соответствии с графиком. При этом приступили ко второму этапу, идём с небольшим опережением. По вашему поручению рассматриваем третий этап вместе с правительством, Министерством транспорта. В ближайшее время подготовим вместе с грузоотправителями модель оптимального развития по третьему этапу».

Олег Белозёров сообщил президенту, что все системы работают в штатном режиме, и попросил разрешения дать команду на старт. «Разрешаю», – сказал Владимир Путин.

«Поездной диспетчер Северобайкальского района, разрешаю открыть движение по второму Байкальскому тоннелю», – произнёс Олег Белозёров. Диспетчер связалась с машинистом поезда, все переговоры транслировались по громкой связи для участников митинга. Движение по тоннелю было открыто. Поезд прошёл от западного входа к восточному, где его встречали высокопоставленные гости.

Новый тоннель расположен в 35 м от старого. На время строительства движение по существующему тоннелю не прекращалось. Ввод в строй нового Байкальского тоннеля и второго пути на участке Дельбичинда – Дабан позволит увеличить здесь пропускную способность в 5 раз, с 17 до 85 пар поездов в сутки, а Байкало-Амурской магистрали на участке Лена – Северобайкальск – до 32,4 млн тонн грузов в год.

Генеральным проектировщиком рабочей документации строительства нового тоннеля является Сибирский институт по проектированию инженерных сооружений и промышленных предприятий путевого хозяйства и геологическим изысканиям «Сибгипротранспуть» − филиал АО «Росжелдорпроект».

При проектировании и строительстве нового Байкальского тоннеля специалистам отрасли пришлось решить ряд сложных инженерных задач.

«Байкальский тоннель, длина которого составила 6682 м, пролегает в зоне повышенной сейсмической активности. Расчётные параметры возможного землетрясения – 9 баллов, – рассказывает главный инженер проекта института «Сибгипротранспуть» Владимир Романов. – Для того чтобы искусственное сооружение выдержало возможные толчки, была спроектирована и применена высокоточная сборная железобетонная обделка тоннеля.

Обделка тоннеля имеет круговое очертание с внутренним диаметром 8,8 м. Горный массив, вмещающий новый тоннель, богат подземными водами, отведение которых потребовало строительства двух дренажных штолен протяжённостью 1747 и 1500 м и бурения 41 км дренажных скважин из новых дренажных и существующей штолен в сторону построенного тоннеля.

Тоннель расположен в природоохранной зоне озера Байкал, что накладывало дополнительные ограничения по выполнению строительных работ, объёму и характеру воздействия на окружающую среду, а также требовало большой экспертной работы по оценке этого воздействия.

Строительство велось с соблюдением жёстких экологических стандартов, например, вода, которая использовалась при прокладке и обустройстве тоннеля, поступала в специальные очистные сооружения и возвращалась в окружающую среду после удаления вредных примесей.

«Для эксплуатационных нужд сооружён комплекс очистных сооружений как для объектов ВОХР, так и для очистки стоков из тоннеля, после тщательной очистки вода сбрасывается в реку Дельбичинду», – подчеркнул Владимир Романов.

При подготовке новости использовался материал издания «Гудок»

Последние новости