Новости 18 октября 2019

Природоохранные мероприятия в проектах института «Трансэлектропроект»

экран.jpg

Являясь неотъемлемым элементом глобальной техносферы, созданной человеком, железнодорожный транспорт вносит свой вклад в неблагоприятное воздействие на окружающую среду по всем ее компонентам, хоть и не является самым активным источником загрязнения по сравнению с прочими видами транспорта. Основные направления негативного воздействия - это выбросы вредных веществ в атмосферу, внешние шумы железнодорожных объектов, загрязнение почвы и водоемов.

Институт «Трансэлектропроект» - филиал АО «Росжелдорпроект» силами знаний и опыта своих специалистов участвует в максимально возможном снижении негативного воздействия на все компоненты окружающей среды от инфраструктуры железнодорожного транспорта. Вся проектная документация, выпускаемая филиалом, разрабатывается с учетом требований природоохранного законодательства Российской Федерации.

Ежегодно на тягу поездов и прочие производственные и непроизводственные нужды расходуется более 40 млн тонн условного топлива. Сжигание топлива осуществляется подвижным составом и стационарными установками железнодорожной инфраструктуры. Тепловозы имеют дизельные двигатели, которые выбрасывают в атмосферу токсичные газы, состоящие из оксидов углерода, окислов азота и углеводородов. Наибольшей токсичностью обладают продукты сгорания карбюраторных двигателей. В этих продуктах, кроме перечисленных ингредиентов, содержится еще свинец и незначительное количество диоксинов.

В настоящее время «Трансэлектропроект» разрабатывает проекты электрификации участков Московской, Юго-Восточной и Дальневосточной железных дорог: «Электрификация участка Ожерелье – Узловая – Елец», «Электрификация участка Ртищево – Кочетовка Юго-Восточной железной дороги» и «Электрификация линии Волочаевка II – Комсомольск-Сортировочный». Перевод локомотивов на электрическую тягу многократно снижает суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от объектов железнодорожного транспорта, так как электрифицированные составы не являются источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Для снижения шумового воздействия на застройку, расположенную в непосредственной близости от железнодорожных путей, проектами предусматривается устройство шумозащитных экранов. Протяженность и высота экранов определяется с учетом предельно-допустимых уровней шумового воздействия как для дневного, так и для ночного времени суток.

Железнодорожный путь является линейным объектом значительной протяженности с множественными пересечениями водных объектов и их водоохранных зон. При проведении строительных работ и реконструкции объектов железнодорожного транспорта, в качестве мероприятий по охране водных объектов, в проектной документации предусматривается установка локальных очистных сооружений (ЛОС) на территории объектов строительства, расположенных в пределах водоохранных зон водных объектов. На площадных объектах с твердым покрытием осуществляется сбор атмосферных осадков с территории с дальнейшей их очисткой на локальных очистных сооружениях или вывозом на очистные сооружения специализированных предприятий в районе расположения объекта.

При строительстве объектов, пересекающих реки, озера и другие поверхностные водотоки или водоохранные зоны, выполняется комплексная оценка возможного ущерба ихтиофауне. Наносимый ущерб оценивается в денежном выражении и после проведения строительных работ компенсируется путем выпуска молоди рыб в водотоки рассматриваемого водного бассейна. Мероприятия, направленные на восполнение популяции местной рыбы, подлежат обязательному согласованию в Федеральном агентстве по рыболовству, а затраты учитываются в сметной документации проекта.

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов железнодорожного транспорта сопровождаются отчуждением земель и нарушением почвенного покрова. После окончания строительных работ, в соответствии с проектной документацией проводится рекультивация нарушенных земель. Если на участке строительных работ присутствует плодородный или потенциально-плодородный слой почвы, в этом случае обязательно предусматриваются мероприятия по его сохранности – снятие и складирование на специально отведенных площадках для дальнейшего использования на малопродуктивных угодьях или восстановления плодородия рекультивируемых земель.

Планировочные решения генерального плана проектируемых объектов принимаются с учетом рационального использования территории.

В качестве мероприятий по охране земельных ресурсов в проектной документации рассматриваются вопросы по сбору, размещению и утилизации отходов производства и потребления. Размещение отходов предусматривается на специализированных полигонах, имеющих лицензию на деятельность по обращению с отходами, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), а для отработанных нефтепродуктов, лома черных и цветных металлов, отходов бумаги и картона - вовлечение во вторичный оборот.

Таким образом, «Трансэлектропроект» выпускает проектную документацию с учетом приоритетов государственной политики в сфере охраны окружающей среды и имеет в качестве основной цели в области природоохранной деятельности – повышения уровня экологической безопасности, рационального природопользования и сохранения баланса природных систем.