Вернуться на главный сайт

История

Дорожные проектные конторы были созданы на железных дорогах в 1939 году в соответствии с приказом Народного Комиссара Путей Сообщения от 11 декабря 1938 г. № 327/Ц.

В их задачу входило выполнение проектных и изыскательских работ по реконструкции и капитальному ремонту пути, искусственных сооружений и других сооружений на железнодорожном транспорте, строительство культурно-бытовых объектов, жилого фонда и других наркоматов и ведомств в соответствии с планом проектных работ НКПС.

Дорожная проектная контора (Дорпроект) Ярославской железной дороги была организована 1 января 1939 года с местоположением на станции Москва 1 пассажирская (Приказ начальника Ярославской железной дороги от 09 января 1939 г. № 15). По штатному расписанию в Дорпроекте в 1939 году было 44 человека. За первый год работы был разработан 21 проект.

Параллельно с Дорпроектом была организована проектная группа в службе пути с местонахождением на станции Пушкино, в составе которой находилось 8 человек. Она выполняла в 1939 году проектирование реконструкции пути участка Москва-Пушкино, а в последующие годы разрабатывала проекты капитального ремонта пути на участках дороги. Впоследствии в 1951 году в связи с укрупнением проектных организаций и ликвидацией мелких проектных контор проектная группа влилась в Дорпроект Ярославской железной дороги в г. Москва.

В 1952 году приказом начальника Ярославской железной дороги от 23 июня 1952 г. № 297 на основании Постановления Совета министров СССР от 12 января 1952 г. и приказа МПС от 27 мая 1952 г. № 356/Ц3 была организована в Ярославле проектно-изыскательская группа службы пути Ярославской железной дороги.

Основная её задача — выполнение проектно-изыскательских работы по ремонту пути, земляного полотна, искусственных сооружений, зданий, съёмка и составление продольных профилей главных и станционных путей. Проектно-изыскательская группа являлась хозрасчётной организацией, имела самостоятельный баланс и расчётные счета в банке. Штат её устанавливали в зависимости от объёма работ, в 1952 году он был утверждён в составе 16 человек, к 1955 году — увеличился до 40 человек.

В 1953 году Ярославская и Северная железные дороги были объединены в одну — Северную железную дорогу с местом нахождения Управления в г. Ярославле.

Соответственно были объединены и проектные конторы Ярославской и Северной железных дорог с местонахождением Дорпроекта Северной железной дороги в г. Вологда и его филиалом в г. Москва.

Общая численность конторы составила около 100 человек, в Вологде работало около 50 человек разрабатывавших проекты для Северных районов дороги, в Москве — 43 человека, занимавшихся проектированием объектов бывшей Ярославской железной дороги.

Однако, расположение Дорпроекта в отрыве от Управления дороги отрицательно сказывалось на решении неотложных технических, проектных и оперативных вопросов, на непосредственном руководстве Дорпроектом.

В связи с этим было принято решение о переводе в течение 1958 года Дорпроекта из Вологды в Ярославль (Приказание начальника Северной железной дороги от 01 апреля 1958 г. № 134).
Общая численность Дорпроекта составляла в 1958 году около 50 человек в Ярославле и 43 человека в Московском филиале.

В 1959 году произошло объединение Северной и Печорской железных дорог. Московский филиал Дорпроекта перешёл в ведение Московско-Курской железной дороги, а Дорпроекту Северной железной дороги была передана проектная контора бывшей Печорской железной дороги, ставшая его филиалом в г. Котласе. В 1959 году в Котласском филиале работало 36 человек.

В январе 1963 года в соответствии с Указанием МПС от 27 октября 1962 г. № 947 Дорпроекту Северной железной дороги была передана проектно-изыскательская группа службы пути, которая располагалась в Ярославле и Котласе. В 1963 году в Дорпроекте работало 203 человека.

В 1969 году приказанием МПС от 18 сентября 1969 г. № 1212 Дорпроекты были реорганизованы в проектно-изыскательские институты. Дорпроект Северной железной дороги получил статус дорожного проектно-изыскательского института Северной железной дороги — «Желдорпроекта», а филиал Дорпроекта в Котласе — комплексного отдела дорожного проектно-изыскательского института Северной железной дороги (Приказ начальника Северной железной дороги от 30 сентября 1969 г. № 134/Н).

В 1974 году в соответствии с приказом МПС от 18 апреля 1974 г. № 15/Ц"Об организации Главного Управления по проектированию объектов железнодорожного транспорта" Желдорпроект Северной железной дороги стал именоваться Ярославским проектно-изыскательским институтом Главжелдорпроекта МПС на Северной железной дороге — «Ярославжелдорпроект».

С 15 августа 2003 года Ярославский проектно-изыскательский государственный институт МПС РФ «Ярославжелдорпроект» в соответствии с перечнем организаций федерального железнодорожного транспорта, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 882, — переименован в Государственное предприятие «Ярославский проектно-изыскательский государственный институт Министерства Путей сообщения Российской Федерации».

С 01 октября 2003 года в связи с приватизацией имущества Государственного предприятия «Ярославский проектно-изыскательский государственный институт МПС РФ» путём внесения в уставный капитал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» переименован в Ярославский проектно-изыскательский институт «Ярославжелдорпроект» — филиал ОАО «Российские железные дороги».

Распоряжением Президента ОАО «Российские железные дороги» В.И. Якунина № 289р от 21 февраля 2006 года установлено начало хозяйственной деятельности ОАО «Росжелдорпроект» с 01 апреля 2006 года в качестве дочернего общества ОАО «Российские железные дороги», а институт переименован в Ярославский проектно-изыскательский институт «Ярославжелдорпроект» — филиал ОАО «Росжелдорпроект», директор Павел Николаевич Смирнов.

В декабре 2014 г. в соответствии с законодательством РФ организационно-правовая форма изменена на АО. Институт получил наименование Ярославский проектно-изыскательский институт «Ярославжелдорпроект» — филиал АО «Росжелдорпроект».