Вернуться на главный сайт

История

История института «Уралжелдорпроект» имеет немало славных страниц и знаменательных событий. Отдавая много сил и творческой энергии проектному делу, проектировщики института внесли огромный инженерный вклад в развитие и содержание объектов железнодорожного транспорта Российских железных дорог, в развитие строительного комплекса Екатеринбурга и всего Уральского региона.

Вторая половина 30-х годов XX века в СССР характеризовалась интенсивным строительством промышленности, для чего требовалась слаженная и интенсивная работа железнодорожного транспорта. Быстрыми темпами шло переоснащение железнодорожного транспорта, строительство новых путей, техническая реконструкция существующих объектов железнодорожного транспорта. Проектные организации страны, интенсивно занимаясь проектированием новых железных дорог, не могли уделять достаточного внимания реконструкции действующих объектов и железнодорожных линий. Учитывая большую потребность в проектной документации, Наркомат путей сообщения издал приказ № 327/Ц от 11 декабря 1938 года о создании дорожных проектно-изыскательских контор.

Распоряжением № 121 от 23 февраля 1939 года руководства Пермской железной дороги была создана проектно-изыскательская контора «Дорпроект» в Свердловске. На 1 апреля 1939 года в Дорпроекте работал 41 человек, а в начале 1940 года уже 60 человек.

В 1940 году Пермская железная дорога была разделена на две самостоятельные магистрали Пермскую и Свердловскую.

В конце 1940 года был создан «Дорпроект» Пермской железной дороги в городе Перми.

Самым сложным периодом для проектной организации были годы Великой Отечественной войны. В период с 1941 по 1945 годы проектно-изыскательская контора занималась проектированием объектов только Свердловской железной дороги. Ушли защищать Родину самые лучшие, наиболее опытные работники проектной конторы. В военное время замены им не было. Несмотря на громадные трудности, коллектив выполнял возложенные на него обязанности. Выработка на одного работающего за годы войны составила 130%.

Разрушенное и ослабленное войной хозяйство страны требовало восстановления и дальнейшего развития. Несмотря на послевоенные трудности, коллектив хорошо справлялся с поставленными задачами.

За пять послевоенных лет было выдано более 200 проектов.

Успехи коллектива проектно-изыскательской конторы в общем деле строительства и реконструкции Свердловской железной дороги отмечены Министерством путей сообщения и руководством дороги. На 1 января 1951 года из 43 работников «Дорпроекта» восемь были отличниками, а 18 — ударниками социалистического труда.

В мае 1953 года происходит объединение Свердловской и Пермской железных дорог в одну Свердловскую магистраль. Одновременно происходит слияние Свердловского и Пермского Дорпроектов. Проектная контора бывшей Пермской железной дороги остается в городе Перми на правах филиала Свердловского Дорпроекта.

50-е — 60-е годы ХХ века характеризовались высокими темпами жилищно-гражданского строительства на Свердловской железной дороге. Шла интенсивная реконструкция действующих промышленных предприятий дороги, велся капитальный ремонт железной дороги. Одним из первых в Свердловской области Дорпроект начал проектировать дома повышенной этажности. Был впервые разработан проект 12-ти этажного жилого дома в Нижнем Тагиле. За период с 1959 по 1965 годы запроектировано около 300 жилых домов различной этажности, 41 детское дошкольное учреждение, 23 школы, 12 общежитий.

В 1965 году численность работников Дорпроекта возросла до 186 человек.

В октябре 1969 году Приказом МПС Дорпроекты были реорганизованы в дорожные проектно-изыскательские институты. Дорпроект стал проектно-изыскательским институтом «Желдорпроект» Свердловской железной дороги. Институт укреплялся кадрами, совершенствовалась структура, оснащался новым оборудованием.

В августе 1974 году институт переименован в Свердловский проектно-изыскательский институт Главжелдорпроект МПС на Свердловской железной дороге «Свердловскжелдорпроект». Авторитет Свердловскжелдорпроекта укреплялся как в МПС, так и в Свердловской, Пермской и Тюменской областях. Значительно расширены производственные площади, улучшена оснащенность множительной техникой, появился свой транспорт. От проектирования простых промышленных объектов, привязки небольших домов, малых искусственных сооружений институт перешел к проектированию жилых кварталов с многоэтажной застройкой, крупных промышленных объектов, сложных путепроводных развязок, электрической централизации станций. Среди институтов Главжелдорпроекта МПС «Свердловскжелдорпроект» неоднократно за высокие производственные показатели занимал 1-е место.

На 1 января 1976 года в институте работало 273 человека. Институт по заданию Главжелдорпроекта выполнял проектно-изыскательские работы для Восточно-Сибирской, Северо-Казахской, Средне-Азиатской, Алма-Атинской, Куйбышевской, Горьковской, Северной железных дорог.

В 80-е годы институт сформировался в авторитетное проектное предприятие с крепким творческим коллективом, в котором сочетается опыт старшего поколения и энергия молодежи.

В этот период значительно вырос отдел комплексного проектирования в Перми. Его численность превысила 100 человек. Отдел комплексного проектирования выполнял практически всю документацию, разрабатываемую институтом по капитальному ремонту пути.

Среднесписочная численность института выросла до 575 человек. Продолжались работы по совершенствованию структуры института. В целях сокращения сроков и улучшения качества проектирования начата работа по внедрению комплексной системы управления качеством проектов, что позволило значительно снизить процент принятых замечаний. Внедрялась автоматизация проектных работ, продолжился рост объемов проектно-изыскательской деятельности, росла производительность труда. В эти же годы значительно улучшилась и материально-техническая база института. Для сотрудников института своими силами построен спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном и сауной, жилым домом , гаражом, базой отдыха на ст. Спортивная.

30 июня 1989 года коллектив переехал в новое построенное здание по ул. Челюскинцев, д.86, возведенное по проекту института.

В 1988-1989 гг. институт принимал участие в восстановлении объектов, пострадавших от взрыва при аварийной ситуации на станции Свердловск-Сортировочный 4 октября 1988 года: локомотивного депо, пешеходного моста через ж.д. пути, жилых домов, больниц, школ, детских садов и др.

Самым сложным для организации оказался постперестроечный период — 90-е годы двадцатого столетия, как, впрочем, для многих предприятий и организаций России. Жесточайший кризис производства и, как результат — неплатежеспособность заказчиков, не могли не отразиться на объемах работ — произошло резкое их снижение, последовали длительные задержки заработной платы. Из-за резкого снижения строительства в стране сократилась потребность в проектной документации. Институт был вынужден сокращать кадры. Но коллектив выстоял суровое испытание временем, сохранив свой интеллектуальный и творческий потенциал — опытных проектировщиков.

В 1992 году институт переименован в проектно-изыскательский институт «Уралжелдорпроект» Управления проектирования и капитального строительства МПС РФ.

2000 год — институт переименован в государственное унитарное предприятие «Уралжелдорпроект» Свердловской железной дороги.

С 01 октября 2003 года институт вошел в состав ОАО «Российские железные дороги» на правах филиала ОАО «РЖД».

С 01 апреля 2006 года институт вошел в состав АО «Росжелдорпроект», объединяющего все Желдорпроекты России, на правах филиалов.

За весь исторический период институт «Уралжелдорпроект» разработал свыше 20 тысяч проектов.

В 2014 году институт «Уралжелдорпроект» отметит 75- летие со дня основания.

На протяжении последнего десятилетия институт стабильно и плодотворно работает над внедрением новых технологий проектирования и повышения качества проектов.

распоряжение о создании института.jpg

гл. инженеры.jpg



все руководители.jpg