Вернуться на главный сайт

История

Начало институту «Сибгипротранспуть» положил приказ заместителя наркома путей сообщения № 121/ЦЗ от 15 апреля1937 г. о создании в Москве проектного бюро – Всесоюзной специализированной конторы по геологическим изысканиям и проектированию щебеночных заводов и карьеров – «Транспроекткарьер» с 4-мя экспедициями в городах: Киев, Ленинград, Ростов-на-Дону и Новосибирск.

Новосибирская экспедиция Транспроекткарьера, подчинённая головной Всесоюзной специализированной Московской проектно-изыскательской конторе «Транспроекткарьер» была образована из инженерно-геологической партии, направленной в Новосибирск для обследования «больных» участков земляного полотна Томской железной дороги и принадлежащих ей балластных карьеров.

В задачи, решаемые конторой «Транспроекткарьер», входили: поиск и разведка месторождений песка, гравия, камня, огнеупорного и кирпично-черепичного сырья, а также проектирование на базе этих месторождений открытых горно-добычных работ.

В  обязанности конторы также входило обследование деформирующихся участков земляного полотна и проектирование оздоровительных мероприятий, выполняемых по особым заданиям Центрального управления пути Министерства путей сообщения, обобщавшего заявки на эти виды работ, поступавшие от всех железных дорог Советского Союза.

В 1942 году Новосибирская экспедиция Транспроекткарьер стала обслуживать Южно-Уральскую, Омскую, Туркестано-Сибирскую, Томскую, Красноярскую и Восточно-Сибирскую железные дороги.

В 1944 году к Новосибирской экспедиции присоединили Дальневосточную, находившуюся в г. Хабаровске и обслуживавшую Дальневосточную, Забайкальскую и Амурскую железные дороги. Было образовано Новосибирское отделение Транспроекткарьера с расширенной зоной обслуживания от Урала и Средней Азии до Дальнего Востока.

В марте 1954 года, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 11 марта 1954 г. № 418 и приказом Министерства путей сообщения от 20 марта 1954г. № 50 о реконструкции верхнего строения железнодорожного пути и переводе его на щебень, для обеспечения строительства новых и реконструкции действующих щебёночных и гравийно-сортировочных заводов, а также каменных и гравийных карьеров геологоразведочной и проектно-изыскательской документацией, Всесоюзная специализированная контора «Транспроекткарьер» была реорганизована в Государственный институт по геологическим изысканиям и проектированию щебёночных заводов и карьеров «Гипротранскарьер» Главного управления пути и сооружений Министерства путей сообщения. Одновременно Новосибирское отделение Транспроекткарьера было преобразовано в Новосибирский филиал проектного института «Гипротранскарьер» Министерства путей сообщения.

20 ноября 1969 года в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 июля 1969г. № 424 «Об улучшении проектно-сметного дела», в целях обеспечения всестороннего обслуживания специфических нужд путевого хозяйства сетей железных дорог по реконструкции, ремонту и усилению искусственных сооружений и земляного полотна, своевременного и качественного обследования их и разработки технической документации для их реконструкции, ремонта и усиления, а также в целях дальнейшего развития промышленных предприятий путевого хозяйства (щебёночных, шпалопропиточных заводов, рельсосварочных предприятий, карьеров и др.) Гипротранскарьер с его филиалами в городах Ленинграде, Киеве, Pocтовe-на-Дону, Новосибирске и Мостовое проектное бюро Главного управления пути с подчинёнными ему тоннельнообследовательской, Московской мостоиспытательной и водолазной мостообследовательской станциями, были объединены и реорганизованы в Государственный институт по проектированию инженерных сооружений и промышленных предприятий путевого хозяйства и геологическим изысканиям «Гипротранспуть» Министерства путей сообщения.

Одновременно было установлено, что основными задачами института и его филиалов являются: осуществление обследовательских, изыскательских, проектных и проектно-технологических работ по реконструкции, усилению и ремонту мостов, тоннелей, земляного полотна и других инженерных сооружений; развитию и повышению эффективности работы промышленных предприятий путевого хозяйства, по широкому внедрению комплексной механизации, автоматизации и дальнейшему улучшению в них санитарно-гигиенических условий, а также проведение геолого-поисковых и геологоразведочных работ на балластные и другие нерудные строительные материалы.

С октября 1995года институт «Гипротранспуть» стал именоваться: Государственное унитарное предприятие – Государственный институт по проектированию инженерных сооружений и промышленных предприятий путевого хозяйства и геологическим изысканиям Министерства путей сообщения Российской Федерации (сокращённо – ГУП «Гипротранспуть» МПС РФ).

На основании Положения о филиале, утвержденного директором института «Гипротранспуть» и приказа от 18 марта 1998г. № 27 с 01 мая 1998г. Новосибирский филиал Гипротранспуть Министерства путей сообщения получил новое название: Новосибирский филиал Государственного Унитарного предприятия Государственного института по проектированию инженерных сооружений и промышленных предприятий путевого хозяйства и геологическим изысканиям Министерства путей сообщения Российской Федерации (сокращенно – Новосибирский филиал ГУП «Гипротранспуть»).

В соответствии с указанием Министерства путей сообщения России от 02 марта 2001г. № E-298y с 01 сентября 2001г. на базе Новосибирского филиала ГУП «Гипротранспуть» МПС России создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Новосибирское дочернее предприятие» Государственного унитарного предприятия – Государственный институт по проектированию инженерных сооружений и промышленных предприятий путевого хозяйства и геологическим изысканиям Министерства путей сообщения Российской федерации (сокращенно – ФГУП «Новосибирское дочернее предприятие» ГУП «Гипротранспуть» МПС России).

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. № 585 с 01 октября 2003 г., в связи с изменением собственника имущества и вхождением в состав ОАО «Российские железные дороги», Федеральное государственное унитарное предприятие «Новосибирское дочернее предприятие» Государственного унитарного предприятия  «Гипротранспуть» Министерства путей сообщения России переименован в Сибирский институт по проектированию инженерных сооружений и промышленных предприятий путевого хозяйства и геологическим изысканиям «Сибгипротранспуть» – филиал ОАО «Российские железные дороги» (сокращённо — Сибгипротранспуть ОАО «РЖД»).

На основании приказа Президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина от 09 июня 2006г. № 154 Сибирский институт по проектированию инженерных сооружений и промышленных предприятий путевого хозяйства и геологическим изысканиям «Сибгипротранспуть» – филиал ОАО «РЖД», находящийся по адресу: 630004 г. Новосибирск ул. Дмитрия Шамшурина, дом 8, прекратил осуществление хозяйственной деятельности в составе ОАО «РЖД» и вошел в состав ОАО «Росжелдорпроект».

В настоящее время институт является одной из ведущих организаций в области проектирования реконструкции мостов, противообвальных и противодеформационных сооружений на сотнях километров железных дорог Урала, Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока, Казахстана, Северного Кавказа и Центрального федерального округа.

Институтом разведано более 100 месторождений нерудных ископаемых, запроектированы  сотни промышленных предприятий.

«Сибгипротранспуть» принимал участие в реконструкции инженерных сооружений на    Транскорейской магистрали (КНДР), выполнял предпроектные работы в Монголии, является генеральным проектировщиком сочинских олимпийских транспортных объектов.

Борисов В.П., директор с 1956 по 1985 гг.

Ковалев В.В., директор с 1985 по 2005 гг.

Однокопылов Г.М., директор с 2005 по 2013 гг.