Вернуться на главный сайт

История

Институт «Саратовжелдорпроект» — филиал АО «Росжелдорпроект» организация с очень богатой историей. Датой образования института принято считать16 января 1939 года, когда был подписан Приказ № 14 Управления Приволжского ордена Ленина Железной дороги об организации при начальнике дороги хозрасчетной проектной конторы, на которую было возложено изыскание и проектирование дорожных объектов строительства.

Именно 16 января 1939 года — дата создания Проектной конторы Рязанско-Уральской железной дороги (РУЖД).

Рязано-Уральская дорога — одна из старейших в России, она пролегала через территорию Московской, Калужской, Смоленской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской, Самарской, Астраханской губернии и области Уральского казачьего войска и связывала центр России с Нижним Поволжьем и Уралом. Поэтому вновь созданной проектной организации предстояла большая работа по реконструкции действующих объектов и железнодорожных линий, а также их дальнейшему развитию. Возглавил данную организацию Бражников Александр Александрович, руководившей ей до окончания Великой Отечественной Войны.

Тридцатые годы ХХ века — годы интенсивного строительства и индустриализации России. На проектную организацию возложены проекты первоочередной важности: школы, жилые дома в Пензе, Ртищево, Саратове, электростанция в Ершове, эстакада в Аткарске, вагонное депо на ст. Саратов II, Ершовское локомотивное депо, новые линии и ветви дороги, модернизация линий связи и пр. Ожидается новая техника: мощные локомотивы, большегрузные вагоны, нужна электрическая централизация стрелок, увеличиваются объемы перевозок. В проектной конторе РУЖД уже выделены группы изысканий, гражданских и технических сооружений, механизации и электрооборудования, водоснабжения, энергетики, искусственных сооружений и т.д. Все проекты необходимо выполнить качественно и в минимально короткие сроки.

Выписка из приказа по РУЖД от 24 августа 1940г. «в связи с передачей Союзтранспроектом НКПС проектирования вторых путей Саратов-Урбах Дорпроекту РУЖД... закончить проектное задание 15 октября 1940 г. Окончить технический проект — 1 декабря 1940г.»

Проектная контора выполняет нормы проектирования на 300%.

Потом война. Проектировщики требовались не только на боевых рубежах.

Из Распоряжения «Рязано-Уральской железной дороги: В связи с размывом железнодорожного полотна рекой Урал, начальнику дорпоекта Бражникову А.А. организовать проектирование на месте ... Срок окончания проектирования 15 июня 1942г.». Распоряжение подписано 27 мая 1942г.

Специалисты Дорпоекта восстанавливали разрушенные железнодорожные линии, помогали организовать пункты питания, развивали Приволжскую железную дорогу. В 1942 г. в состав дороги вошли построенные линии Ахтуба-Паромная (136 км.), Саратов-Петров Вал (199км.), в 1944г. — новая линия Трофимовский-Сенная (127 км) и т.д. Полным ходом шли работы по ликвидации последствий ожесточенных бомбардировок на узлах и станциях.

В 1945-1946 гг. первоочередными целями коллектива становится восстановление разрушенных объектов и стремительное развитие.

1953 год реорганизация Рязано-Уральской железной дороги в Приволжскую железную дорогу. С 1953 года организация получает новое название — Дорожно-проектная контора Приволжской железной дороги.

В 50-60-е годы возрастает объем проектных заданий для гражданского строительства, укрупнение дорог. На железной дороге растут мощности локомотивов, требуются все новые линии и пути, растет протяженность железной дороги, растет грузопоток. Требуются новые проектные решения для локомотивных депо, экипировочных устройств, необходимо наращивать пропускную способность станций, совершенствовать устройства СЦБ и связи.

Многолетняя успешная деятельность проектировщиков была признана и по достоинству оценена главным заказчиком конторы — Приволжской железной дорогой. 30 сентября 1969 года в соответствии с указанием Министра путей сообщения от 18 сентября 1969г. был подписан Приказ № 70 Н-У, согласно которого Дорожную проектную контору Приволжской железной дороги впредь именовать проектно-изыскательским институтом Приволжской железной дороги (Желдорпоект).

Именно институт, в котором рождались проекты промышленных цехов, вторых путей и новых линий, жилых микрорайонов и десятки других объектов, больших и малых, именно такое название соответствовало тому, что делал коллектив проектировщиков.

За время своего существования институт не раз менял свое название, местоположение, численность, структуру, неизменным оставалось лишь профессионализм специалистов и высокое качество выполняемых задач:

  • 1973 год — Саратовский филиал института «Желдорпроект Поволжья»;
  • 1992 год — Государственный проектно-изыскательский институт Поволжья МПС РФ «Желдорпроект Поволжья» Саратовский филиал;
  • 2002 год — Дочернее ФГУП Проектно-изыскательский институт Поволжья МПС РФ Желдорпроект Поволжья г. Саратов;
  • 2003 год — СПИИ «Саратовжелдорпроект» — филиал ОАО «РЖД»;
  • 2006 год — СПИИ «Саратовжелдорпроект» — филиал ОАО «Росжелдорпроект»;
  • 2014 год — СПИИ «Саратовжелдорпроект» — филиал АО «Росжелдорпроект».

  • Сегодня «Саратовжелдорпроект» — это современная и динамично развивающаяся проектная организация, имеющая высококлассных специалистов и оборудование необходимые для выполнения задач различной сложности. Коллектив института гордится своими основателями, осваивает и внедряет в работу новые технологии, разрабатывает новые проектные решения и остается многопрофильной организацией, выполняющей широкий спектр работ по проектированию и изысканиям объектов различного назначения.

    За время своего существования коллектив института разработал огромное количество проектов как новых объектов, так и реконструкции уже существующих, среди работ института выделяются следующие проекты:

  • проекты вокзалов (станций Балаково, Аткарск);
  • локомотивных депо (Ершовское, Красный Кут, Верхний Баскунчак, Петров Вал);
  • вторые пути и удлинение уже существующих путей, мосты (через реки Дон, Медведицу, Бузан), путепроводы (ст. Волгоград, Саратов, Ртищево);
  • жилые дома (г. Саратов, г. Ртищево и др.);
  • станции (Джаныбек, Сердобск);
  • пансионат «Волжские дали» (Саратовский район);
  • детский санаторий в Кабардинке;
  • больницы (на ст. Садовая г. Волгоград, Терапевтический корпус Дорожной клинической больницы, г. Саратов);
  • поселки (Герби, Федькин ключ (ныне Иса));
  • жилой микрорайон (г. Ртищево);
  • учебные корпуса (железнодорожных техникумов г. Саратов, г. Волгоград);
  • современное здание эксплуатационного локомотивного депо Максим Горький (2013 г.) и др.