Вернуться на главный сайт

История

Институт «Ленгипротранспуть» — филиал ОАО «Росжелдорпроект» был создан в годы Великой Отечественной войны, практически сразу же после снятия блокады Ленинграда. Железные дороги на освобожденной территории и вблизи линии фронта были разрушены. Как правило, мосты были взорваны, а земляное полотно, испещрённое воронками — изрыто вдоль и поперек ходами сообщения и нередко служило рубежом обороны и вместилищем военной техники и боеприпасов.

Восстановить транспортные артерии для фронта и возрождения жизни в освобожденных районах было главной задачей, поставленной Государственным Комитетом Обороны перед Наркоматом путей сообщения. Для решения этих задач в северо-западном регионе страны по приказу ЦП НКПС 4 марта 1944 года создается Ленинградская инженерно-геологическая экспедиция института «Транспроекткарьер», на которую возлагались поиски и разведка песчаных и песчано-гравийных материалов, проектирование карьеров, а также инженерные изыскания и проектирование восстановительных мероприятий по земляному полотну. Именно с этой даты и с этого названия начинается деятельность института, направленная на проектирование оздоровления земляного полотна отечественных железных дорог.

В связи с необходимостью интенсивного восстановления народного хозяйства вся тяжесть перевозок в стране легла на железнодорожный транспорт. Для этой цели требовалось повышение надежности пути. Легкое песчаное основание, подверженное воздействию воды и подвижного состава, подвергалась выплескам и даже вымыванию в период ливней или интенсивного снеготаяния. Такое основание требовало ежегодного проведения больших объемов работ по ремонту и текущему содержанию пути. Поэтому, решающее значение для усиления мощности верхнего строения пути имел его перевод на щебеночный балласт, что создавало необходимые условия для содержания пути на высоком техническом уровне при значительно меньших затратах на его эксплуатацию по сравнению с песчаным основанием. На начало 1952 года на щебне лежало всего лишь 12 тысяч километров пути, что составляло около 10 процентов протяженности сети железных дорог.

Для увеличения пропускной способности железных дорог 11 марта 1954 года принимается историческое по своему значению постановление Совета Министров СССР «О реконструкции основания железнодорожных путей на щебень в 1954 — 1960 годах». В постановлении намечалось за указанный период уложить на щебень и сортированный гравий 41,8 тысячи километров путей. Ввиду сложности выполнения этих работ одновременно решались вопросы механизации путевых работ. Для обеспечения щебеночным балластом работ дополнительно предусматривалось проектирование, реконструкция и строительство большого числа щебеночных заводов МПС с доведением к 1960 году выпуска щебня до 14 миллионов кубометров в год.

Одним из пунктов этого постановления всесоюзная специализированная контора «Транспроекткарьер» МПС реорганизовалась в Государственный институт по геологическим изысканиям и проектированию щебеночных заводов и карьеров «Гипротранскарьер» ЦП МПС, а отделения в Ленинграде, Киеве, Ростове-на-Дону и Новосибирске — в филиалы института «Гипротранскарьера».

Начиная с 1954 года, Ленинградский филиал «Гипротранскарьера» начинает оснащаться тяжелой буровой техникой для разведки месторождений гранитных материалов, являющихся исходным сырьем для изготовления щебня. В этом же году началось строительство производственной базы на станции Предпортовая Октябрьской ж.д. и создаются отделы: геологоразведочный, проектный, изысканий и инженерной геологии.

Жизнь не стояла на месте и 30 сентября 1969 года постановлением Совета Министров СССР № 390 «Транспроекткарьер» реорганизуется в институт «Гипротранспуть». Это решение было вызвано необходимостью подготовки проектной документации на реконструкцию и капремонт искусственных сооружений и замену устаревших металлических пролетных строений мостов девятнадцатого века, сдерживающих пропускную способность железных дорог. Госплан СССР изыскал для этих целей возможность значительного увеличения поставки металлоконструкций. После такой реорганизации основной задачей Ленинградского филиала Гипротранспуть стало проектирование восстановления, реконструкции и капитального ремонта искусственных сооружений на железных дорогах страны.

На следующий год, для решения поставленных МПС задач, был создан самый молодой отдел — отдел инженерных сооружений, специалисты которого, помимо своих основных задач, практически сразу же подключились к проектированию путепроводных развязок взамен переездов на главном ходу линии Ленинград — Москва, которая в те годы готовилась к пропуску пассажирских поездов до 160 км/час на участке Тосно — Клин.

За период своей деятельности из Ленинградской инженерно-геологической экспедиции по проектированию и изысканию карьеров института «Транспроекткарьер» организация выросла в специализированный проектно-изыскательский институт, способный выполнять основные виды работ для нужд путевого хозяйства железнодорожного транспорта. Одновременно с развитием организации в период 1976–1984 гг. на станции Предпортовая Октябрьской ж.д. была создана производственная база института, где имеются современная лаборатория испытания грунтов, ремонтно-механические мастерские, необходимые складские помещения.

За период с 1944 по 1994 годы для обеспечения балластными и строительными материалами путевых работ и ж.-д. строительства геологами института разведано более 460 объектов с суммарным выявлением запасов более 1, 1 миллиарда куб. м материала. Только на одной Октябрьской ж.д. на базе разведанных специалистами института месторождений построены и действуют Гавриловский, Медвежегорский и Оленегорский щебеночные заводы.

Вместе с институтом «Гипротранспуть» специалисты Ленинградского филиала проводили инженерные изыскания и проектирование вторых путей и двухпутных вставок, часто с одновременным проектированием параллельно идущих автомобильных дорог, с выполнением на них мостовых переходов и путепроводных развязок. Так, были запроектированы вторые пути на участках Буй — Свеча Северной ж.д., Смышляевка — Жигулевское Море — Сызрань Куйбышевской ж.д. с параллельной автодорогой и с полной реконструкцией шлюзовых пролетов через Волжскую ГЭС, Богданович — Каменск — Уральский Свердловской ж.д., Луга — Псков Октябрьской ж.д.; запроектирован ряд новых линий и подъездных железнодорожных путей.

Институтом разработано более десятка проектов путевого развития звеносборочных баз ПМС на Октябрьской и Северной железных дорогах. В значительных объемах выполняются проекты капитального ремонта путей на Октябрьской, Северной и Калининградской ж.д.

22 ноября 1995 г. коллегия МПС РФ приняла постановление № 34 «О комплексной реконструкции железнодорожной линии Санкт-Петербург — Москва» с целью повышения скоростей движения пассажирских поездов до 200 км/час. В содружестве с институтами «Гипротранспуть», «ГипротрансТЭИ», «Гипротранссигналсвязь», «Трансэлектропроект», «Ленжелдорпроект» и др. сотрудники нашего института с 1996 по 2001 год принимали участие в разработке технической документации по реконструкции этой линии, где проводился весь комплекс работ по усилению верхнего строения пути, земляного полотна, искусственных сооружений с поэтапной ликвидацией переездов за счет строительства путепроводов.

За период своего существования выполнено более 970 объектов на железных дорогах. Как правило, такими объектами являлись насыпи на болотах и участки, подверженные оползням, обвалам, селеспускам, карстовым явлениям и т.д. Одной из наиболее сложных работ института являлось инженерно-геологическое обследование деформирующегося земляного полотна с выдачей оздоровительных мероприятий на участках Оленегорск — Мурманск Октябрьской ж.д., где железнодорожный путь на большом протяжении проходит по берегу р. Кола, а также на участке Ржев — Муриково линии Москва — Рига в месте ликвидации последствий разлива нефтепродуктов.

За годы своего существования специалисты института многое сделали не только для развития и укрепления путевого хозяйства и железнодорожного транспорта. Так, по просьбам руководства нашего города и области по заказу Министерства Культуры были выполнены уникальные инженерные изыскания по фортификационным сооружениям Петропавловской крепости в Ленинграде и крепости в Ивангороде. С открытого нашими геологами карьера «Возрождение» в Выборгском районе Ленинградской области были использованы блочные облицовочные гранитные камни для отделки цоколя Курского вокзала в Москве, отдельных мостов и набережных Санкт-Петербурга.

За последние годы по проектам института «Ленгипротранспуть» реконструированы такие крупные инженерные сооружения, как мосты через реки Волгу, Которосль, Унжу, Шексну на Северной, через Неву и Волхов на Октябрьской, через Сылву — на Свердловской железных дорогах и ряд других. Вся разработка проектов искусственных сооружений и последующая их реализация выполнялась при условии минимального ущерба для растущего объема перевозок.

Институт принимает активное участие в выполнении важнейших инвестиционных программ развития инфраструктуры ОАО «РЖД». По титулу «Развитие Санкт-Петербургского железнодорожного узла» в сжатые сроки выдавалась документация на капитальный ремонт уникального разводного Финляндского железнодорожного моста через р. Неву в г. Санкт-Петербурге с одновременной реконструкцией эстакады под второй путь перегона Глухоозерская — Дача Долгорукова. Движение по мосту было открыто практически вместе с вводом нового Ладожского вокзала и приурочено к 300-летию Санкт-Петербурга.

С 01 апреля 2006 г. институт, вместе с другими проектно-изыскательскими институтами системы МПС — ОАО «РЖД», вошел в состав ОАО «Росжелдорпроект».

В 2012 году произошло объединение филиалов ОАО «Росжелдорпроект» — «Ленгипротранспуть» и «Ленжелдорпроект».

«Ленжелдорпроект» образован в 1938 году, имеет большой опыт проектирования объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, производственного и непроизводственного назначения.

Объединение филиалов позволило выполнять весь комплекс проектно-изыскательских работ, в основном, собственными силами.