Вернуться на главный сайт

История

Вся история института «Иркутскжелдорпроект» неразрывно связана с историей развития Российских железных дорог и в первую очередь, конечно, с Восточно-Сибирской железной дорогой.

До 1934 года

При строительной конторе службы пути Забайкальской железной дороги существовала обследовательская проектная группа со штатом в 5-10 человек. В задачу группы входило обеспечение надзора за состоянием земляного полотна и мостовых переходов Кругобайкальского участка и составление проектов на укрепительные работы.

1934 год

После организации Восточно-Сибирской железной дороги, в связи с неустойчивым состоянием земляного полотна, обследовательская группа была значительно усилена.

1935 год

При службе пути Восточно-Сибирской железной дороги созданы три группы:

  • инженерно-геологическая, занятая только обследованием «больных» мест земляного полотна;
  • группа земляного полотна, которая кроме надзора за земляным полотном выполняла проектные работы и контроль над строительством укрепительных сооружений;
    группа регуляционных сооружений, производившая обследование, съемки и проектирование по мостовым переходам;
  • 1935 год является годом организации Всесоюзного проектно-изыскательского объединения «Союзтранспроект», которое являлось самостоятельной хозрасчетной организацией с подчинением непосредственно Народному Комиссариату путей сообщения на правах центрального управления.
  • 1936 год

    Три разрозненные группы объединены в Геотехническую станцию (около 50 человек), руководство которой осуществляла Служба пути. При этом составление сложных проектов выполнялось «Лентранспроектом».

    1937 год

    Параллельно с Геотехнической станцией на Дороге была образована Восточная проектная контора, которая подчинялась «Союзтранспроекту».

    1938 год

    Приказом Народного Комиссара путей сообщения № 55/ц от 03 февраля 1938 года на Восточно-Сибирской железной дороге для составления комплексного проекта оздоровления Кругобайкальского участка была организована Байкальская экспедиция «Союзтранспроекта», главной задачей которой было выполнение изысканий и проектных работ по оздоровлению основных сооружений на указанном участке. Весь коллектив Геотехнической станции был передан в экспедицию. Таким образом, к концу 1938 года на дороге существовало две организации, занимающиеся изысканиями и проектированием — Восточная проектная контора и Байкальская экспедиция. Эти организации и послужили в дальнейшем базой для создания Дорожной проектной конторы — Дорпроекта.

    11 декабря 1938 года приказом Народного комиссара путей сообщения № 327/ц на дорогах сети были созданы хозрасчетные Дорожные проектные конторы с подчинением их непосредственно начальникам дорог. Они и были в дальнейшем реорганизованы в Желдорпроекты. На Восточно-Сибирской железной дороге об организации Дорпроекта на дороге был издан приказ начальника дороги № 343/Н от 31 декабря 1938 года, который явился основанием для издания приказа начальника Дорожной конторы № 10 от 16 января 1939 года о реорганизации Восточной проектной конторы в Дорпроект.

    Наряду с Дорпроектом на дороге продолжала работать Байкальская экспедиция, которая после выполнения своего основного задания в 1941 году была реорганизована в Иркутскую экспедицию.

    1943 год

    Иркутская экспедиция распоряжением НКПС от 17 сентября 1943 года реорганизована в Инженерно-геологическую проектную контору службы пути.

    1948 год

    Ввиду отсутствия загрузки Дорожная проектная контора приказом начальника дороги № 716 / Н от 15 декабря 1948 года была временно ликвидирована, а её функции и частично кадры (12 человек) переданы Инженерно-геологической проектной конторе.

    В период Великой Отечественной войны Дорпроект выполнил особое задание: проект химического завода перегонки стропилитовых углей в бензин на станции Тулун. Завод был построен и эксплуатировался, давая бензин. Был разработан проект поезда-бани, плотина через реку Ноты на станции Забитуй. Оборудованный в депо дороги поезд-баня был передан в действующую армию и вызвал многочисленные благодарности от бойцов РККА.

    1951 год

    Инженерно-геологическая проектная контора приказом Министра путей сообщения № 87/Ц от 12 апреля и приказом начальника дороги № 352/Н от 9 июня реорганизована в Дорожную проектную контору с подчинением начальнику дороги.

    1952 год

    Ввиду значительного увеличения объёма работ и с учётом массового проявления деформаций земляного полотна приказом начальника дороги была создана Проектно-изыскательская группа при Службе пути.

    1962 год

    Приказом начальника дороги № 589 / Н от 17 ноября Проектно-изыскательская группа при Службе пути включена в состав Дорожной проектной конторы.

    1969 год

    Приказом Министра путей сообщения № 1537 от 24 октября Дорожная проектная контора Восточно-Сибирской железной дороги реорганизована в Иркутский филиал проектно-изыскательского института «Желдорпроект Сибири и Дальнего Востока» (включая Красноярское отделение), с центральным производством в Новосибирске.

    1974 год

    При Министерстве путей сообщения создаётся Главное управление по проектированию объектов железнодорожного транспорта — «Главжелдорпроект МПС» с подчинением ему всех проектно-изыскательских институтов Дорог СССР и крупных отраслевых институтов: «Гипротранссигналсвязь», «Трансэлектропроект», «Гипротранспуть», «Гипротранстэи», «Гипрозаводтранс».

    1979 год

    При разделении Восточно-Сибирской железной дороги на Красноярскую и ВСЖД, из состава Иркутского филиала «Желдорпроект Сибири и Дальнего Востока» выделено Красноярское отделение в самостоятельный филиал того же института (в составе 70 человек).

    1984 год

    Институт «Желдорпроект Сибири и Дальнего Востока», включающий в себя подразделения, расположенные в 9-ти городах этого обширного региона, был разделен на два института: «Желдорпроект Сибири» и «Забайкалжелдорпроект». Центральный аппарат «Забайкалжелдорпроект» находился в Чите, филиалы — в Иркутске и Хабаровске.

    1994 год

    Образован самостоятельный институт «Воссибжелдорпроект», путем выделения Иркутского филиала из состава «Забайкалжелдорпроект», с подчинением непосредственно Управлению проектирования и капитального строительства МПС

    1998 год

    По предложению руководства Восточно-Сибирской железной дороги и института (с согласия коллектива института) указанием Министерства путей сообщения от 18 февраля 1998 года № В-167у институт передан в состав Дороги и получил название «Иркутскжелдорпроект ВСЖД».

    2003 год

    В связи со структурной реформой железнодорожного транспорта и созданием с 01 ноября 2003 года ОАО «Российские железные дороги» Постановлением Правительства Российской Федерации № 585 от 18 сентября 2003 года институт вошёл в состав Общества в качестве обособленного подразделения — филиала ОАО «РЖД». В результате «Иркутскжелдорпроект ВСЖД» переименован в «Проектно-изыскательский институт «Иркутскжелдорпроект» — филиал ОАО «РЖД».

    2006 год

    В связи с выделением из ОАО «РЖД» дочернего общества «Росжелдорпроект» институт получил статус филиала ОАО «Росжелдорпроект»(в декабре 2014 г. в соответствии с законодательством РФ организационно-правовая форма изменена на АО), под названием «Иркутский проектно-изыскательский институт «Иркутскжелдорпроект» — филиал АО «Росжелдорпроект». На сегодняшний день «Иркутскжелдорпроект» — филиал АО «Росжелдорпроект» имеет высокий авторитет в отрасли в регионе. По результатам ежегодного рейтинга проектных и изыскательских организаций, проводимого Госстроем России, «Иркутскжелдорпроект» с 1999 г. входит в сотню лучших. На протяжении 75-летней работы института руководством поддерживаются взаимовыгодные отношения с органами государственной власти и муниципальных образований разного уровня на территории Иркутской области и Республики Бурятии. «Иркутскжелдорпроект» — филиал АО «Росжелдорпроект» зарекомендовал себя как надежного партнера в работе с Российской железной дорогой. Для определения перспективной направленности совместной работы по проектированию объектов социальной инфраструктуры филиал участвует в Градостроительных Советах г. Иркутска, где рассматриваются особо значимые для города проекты, планировки территорий, развитие транспортной инфраструктуры. «Иркутскжелдорпроект» является членом Союза строителей Иркутской области.

    «Иркутскжелдорпроект» на протяжении последних лет традиционно участвует в работе Международного Байкальского Экономического форума, который по значимости решаемых вопросов играет ключевую роль в координации развития Сибири и Дальнего Востока России. Представляемые нами на этом форуме экспозиции, макеты, ролики высоко оцениваются как руководителями региона, так и руководителями органов власти Российской Федерации. Постоянно совершенствуя материальную базу, участвуя в семинарах, конференциях, выставках, мы идем в ногу со временем, решаем актуальные проблемы и задачи в сфере изыскания и проектирования. Расширяем спектр деятельности, совершенствуем условия сотрудничества. В работе с партнерами приоритетным для нас является обеспечение взаимовыгодных условий сотрудничества, обеспечение удобства в работе и как результат обоюдное доверие. Мы всегда открыты для наших партнеров.