Вернуться на главный сайт

История

Институт Гипротранспуть был образован 15 апреля 1937 года приказом № 121/ЦЗ заместителя Наркома путей сообщения СССР как проектное бюро «Транспроекткарьер» с возложением на него функций проведения геологических изысканий для строительства новых и реконструкции действующих карьеров строительных материалов.

Постановлением Совета Министров СССР от 11 марта 1954 г. № 418 «Транспроекткарьер» реорганизован в Государственный институт по геологическим изысканиям и проектированию щебеночных заводов и карьеров — «Гипротранскарьер», с целью перевода важнейших направлений сети железных дорог на щебёночное основание.

В 1969 г. приказом МПС № 1303 «Гипротранскарьер» реорганизован в Государственный институт по проектированию инженерных сооружений и промышленных предприятий путевого хозяйства и геологическим изысканиям — «Гипротранспуть» МПС СССР и объединен с Мостовым проектным бюро Главного управления пути МПС.

Институтом и его филиалами за 70 лет разведано более 1000 месторождений нерудных полезных ископаемых, запроектировано и построено более 260 щебеночных заводов, на которых произведено около 500 млн куб. м щебня, что позволило перевести главные направления железных дорог на щебеночный балласт (более 130 тыс. км ж/д. путей).

По проектам института реконструированы и капитально отремонтированы более 1600 мостов и тоннелей, включая крупнейшие мосты через реки: Обь, Волгу, Енисей, Амур, Тобол, Дон, Вятку, Каму, Амударью и др.

Большой вклад проектировщики института «Гипротранспуть» внесли в строительство вторых путей (участки Буй-Свеча Северной ж.д., Свеча-Котельнич Горьковской ж.д., Богданович — Каменск-Уральский Свердловской ж.д.). Для эксплуатируемых линий постоянно ведутся исследовательские и проектные работы по лечению, укреплению и повышению надежности земляного полотна с использованием новейших разработок и достижений отечественной и зарубежной науки и техники, включая новые гидроизоляционные материалы и прогрессивные технологии.

Промышленные предприятия путевого хозяйства железных дорог, построенные по проектам института, оснащены современным оборудованием, работают по передовым прогрессивным технологиям; к ним относятся не только традиционные для института щебеночные заводы, карьеры, шпалопропиточные заводы и рельсосварочные предприятия, но и звеносборочные базы, ремонтные предприятия путевых машин, а также предприятия Московского метрополитена и др.

Одним из важнейших направлений работы института в последнее время является «Комплексная реконструкция железнодорожных магистралей для организации скоростного движения пассажирских поездов». По проекту института закончена реконструкция магистрали Санкт-Петербург — Москва, завершен проект реконструкции участка Санкт-Петербург — Бусловская, ведутся проектно-изыскательские работы по реконструкции линии Москва — Адлер и прежде всего участка Туапсе — Сочи — Адлер.

  • С марта 1992 г. — Государственное Предприятие «Гипротранспуть».
  • С октября 1995 г. — Государственное Унитарное Предприятие «Гипротранспуть».
  • С октября 2003 г. — «Гипротранспуть» — филиал ОАО «РЖД».
  • С апреля 2006 г. — «Гипротранспуть» — филиал ОАО «Росжелдорпроект» (в декабре 2014 г. в соответствии с законодательством РФ организационно-правовая форма изменена на АО).